Как подготовить ребенка к школе
Поступление
ребенка в школу - это переход к новому образу жизни и условиям деятельности,
это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со
сверстниками и взрослыми.
В чем заключается
готовность ребенка к
школе?
1. Психологическая готовность
2. Физическое здоровье
3. Умение логически мыслить
4. Умение общаться в коллективе сверстников
и со взрослыми
5. Развитие мелкой моторики руки
6. Ответственность и самостоятельность
7. Умение читать и писать
8. Умение считать
Подготовка к школе - процесс
многоплановый.
Его надо начинать как можно раньше. И не только на специальных занятиях, но и в
самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, в общении из взрослыми и
сверстниками.
Прежде всего, важна психологическая готовность.
Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться
психологические черты, присущие школьнику. У ребенка должно быть желание стать
школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Но это появляется у
детей лишь к концу дошкольного возраста.
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители,
которые являетесь авторитетом для своего ребенка во всем: и в действиях, и в
словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребенка о школе, о
школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры
могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но
если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с
реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может
возникнуть
отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань,которая будет во благо ребенку.
Физическое здоровье ребенка
Помните: здоровому ребенку легче дается
учеба, он чувствует себя в школе комфортнее. Заранее приучите ребенка к режиму
жизни школьника. Пусть
он привыкнет рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня
заниматься серьезными делами: рисовать , раскрашивать, строить из
кубиков, конструировать, помогать родителям. Важно, чтобы он много гулял,
двигался, бывал на природе.
Развитие мелкой моторики руки
Это важно при подготовке к школе,
особенно для письма. Почему? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь
и движение пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя
тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы
активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развивать тонкую моторику помогут
такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями,
аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры,
дорисование, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром,
штриховки, шнурование, завязывание шнурков.
Вот упражнения, в которых малыш может
тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти
взрослым:
* снимать
шкурку с фруктов, овощей, сваренных в мундире
*
разбирать расколотые грецкие орехи
*
собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшие по полу пуговицы,
гвоздики, фасоль, бусинки.
*
лепить из теста печенье
* открывать почтовый ящик ключиком
* пытаться самостоятельно обуваться, одеваться;
пробовать зашнуровывать кроссовки, надевать перчатки
* помогать сматывать нитки или веревку в клубок
* вешать белье, используя прищепки
* помогать перебирать крупу, собирать на даче или в лесу ягоды
* помогать родителям отвинчивать различные пробки
* рвать, мять бумагу и набивать ею убираемую на
хранение обувь
* доставать что-то из узкой щели под шкафом,
диваном, между мебелью
*вытирать
пыль, ничего не упуская
* включать и выключать свет , перелистывать
страницы книг
* искать край скотча, отлеплять и прилеплять
наклейки
*перелистывать
страницы книг
* затачивать карандаши (точилкой), стирать
нарисованные каракули ластиком.
Важной стороной психологической
готовности к школе является и эмоционально- волевая готовность:
* способность управлять своим поведением
* умение организовывать свое рабочее место и
поддерживать порядок
* стремление преодолевать трудности
* стремление к достижению результата своей
деятельности
* стремиться начатое дело доводить до конца
Старайтесь, чтобы ребенок привыкал
работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со
стороны родителей. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в
работе - хвалите за готовый результат.
Приучайте малыша спокойно сидеть и
работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые
разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми.
Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка.
Если заранее привить ребенку элементарные
навыки работы на уроке, то первоклассник будет чувствовать себя уверенно.
Например, научить правильно держать
карандаш и ручку, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно
слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеток и т. д.
Развитие устной речи
Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности
связной речи - это отражение той речевой среды , в которой он воспитывается,
начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо следить за
собственной речью.
Дошкольник должен владеть простейшими
обобщениями: посуда, одежда, обувь, животные и т.д., подбирать
антонимы, образовывать названия детенышей домашних и диких животных,
птиц.
Отработать навык образования
уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных можно
с помощью упражнения « Назови ласкаво»: дом- домик, лист- листик ,сладкий-
сладенький и т. д.
Полезно учить детей образовывать
названия профессий: камень- каменщик, писать - писатель, учить - учитель.
При
составлении
рассказа по картине первоклассник должен уметь определять
последовательность событий: начало, середина и конец, устанавливать причинно –
следственную связь.
Пересказ –
это не заучивание наизусть! Ребенок должен своими словами пересказать основное содержание прочитанного.
Отвечая на вопросы, малыш учится мыслить, формировать грамматически правильные
высказывания, развивает память и внимание.
Заучивание наизусть стихов прекрасно тренирует память. Стихи
необходимо подбирать от простых к более сложным, от коротких к более длинным,
необходимо объяснить значение непонятных слови выяснить, правильно ли
ребенок понял смысл произведения.
Для подготовки к школе
полезны следующие игры:
* на внимание, память,
сосредоточенность
(что изменилось?, кто ушел?, что спрятали?, сделай также)
* развивающие представление о качествах и свойствах
предметов (найти такой же по цвету, величине, форме; угадай на ощупь;
что из него сделано)
* на логическое мышление ( что сначала?, что потом?, времена
года; сравни)
Помните, что ваше отношение к школе и
учебе вашего ребенка формирует и отношение вашего ребенка к этим явлениям. Ваше
спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных
требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистические рассказы о
школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у
ребенка перед возможной ошибкой - все это создает положительную мотивацию
вашему ребенку. И, как бы не
продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый
настрой перед школой, при котором он
стремился бы к знаниям, не перегружайте
его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать
на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Помните,
ребенок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник , он все равно для
вас самый любимый! Поддержите своих
детей, проявите к ним максимум внимания!
Комментариев нет:
Отправить комментарий